На здоровье детей влияет огромное количество факторов:
факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательным учреждением (их часто называют «внутришкольными»);
все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.
Среди внутришкольных факторов особое влияние на здоровье детей оказывают такие бытовые факторы как:
шум;
освещенность;
воздушная среда;
размер помещений, кубатура;
дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы);
используемые стройматериалы, краска;
мебель: размеры, размещение в помещении;
видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры;
пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;
качество питьевой воды;
экологическое состояние прилегающей территории;
состояние сантехнического оборудования.
Существуют учебно-организационные факторы (в большей степени зависящие от учителей и администрации школы):
объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
расписание занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время);
особенности уклада и норм жизни школы;
медицинское и психологическое обеспечение образовательного процесса;
участие родителей учащихся в жизни школы;
психологический климат педагогического коллектива;
наличие либо отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;
позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Также психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от педагога):
психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
стиль педагогического общения педагога с обучающимися;
характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
степень реализации педагогом индивидуального подхода к обучающимся (особенно группы риска);
соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений, учащихся во время пребывания в школе;
личные, психологические особенности педагога, его характера, эмоциональных проявлений;
состояние здоровья педагога, его образ жизни и отношение к своему здоровью;
обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения;
степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;
профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.